Предыдущие выпуски (статьи о направляющих, ШВП, ремнях, муфтах) были посвящены элементам исполнительных механизмов. Сегодня речь пойдет о приводе механизма - мы рассмотрим вопросы расчета и выбора серводвигателей переменного тока. Через свои дилерские сети на нашем рынке представлены (перечислены в алфавитном порядке): Fanuc (Япония), Lenze (Германия), Mitsubishi (Япония), Sew-eurodrive (Германия), Siemens (Германия). Каталоги и материалы этих фирм использованы при написании статьи.
Обычно сервоприводом называют такую систему управления механизмом, которая непрерывно отслеживает и изменяет его произвольно меняющиеся параметры - позицию, скорость, момент. При поступлении в сервопривод текущего значения отслеживаемого параметра происходит сравнение с заданным значением, после чего выполняются действия, направленные на уменьшение рассогласования. Исходя из этого, в состав сервопривода (рис. 1) входят: датчик обратной связи, сервоусилитель и серводвигатель.
Похожие задачи решает также частотно-регулируемый привод. К примеру, при помощи векторного преобразователя частоты (инвертора) возможна регулировка скорости механизмов, позиционирование и т.д. Однако, таблица 1 и рис. 2 наглядно демонстрируют качественные отличия различных типов приводов (данные фирмы Mitsubishi).
Таблица 1.
Сравнение различных типов приводов
Характеристика |
Общепромышленный преобразователь частоты |
Векторный преобразователь частоты |
Сервопривод переменного тока |
Диапазон мощности |
0,1 … 280 кВт |
0,37 … 300 кВт |
0,25 … 20 кВт |
Примерный диапазон регулирования |
1:10 … 1:120 |
1:1000 … 1:1500 |
1:1000 … 1:5000 |
Колебание скорости |
3 … 4% |
0,03% |
0,03% |
Макс. число включений в минуту |
15 |
100 |
150 |
Точность позиционирования |
1 … 5 мм |
10 … 100 мкм |
1 … 10 мкм |
Характеристика момента |
Постоянство мощности |
Постоянство момента |
Постоянство момента |
Датчик обратной связи в сервоприводе выполняет следующие функции: определение позиции, скорости и положения магнитного поля. Он преобразовывает механическое движение в последовательность электрических сигналов, содержащих информацию о величине и направлении этих перемещений. Обязательным элементом системы обратной связи является датчик углов поворота ротора серводвигателя, выходные импульсы которого сравниваются в контроллере с командными входными импульсами. Позиция определяется количеством импульсов, скорость - частотой следования импульсов. Для поддержания заданного момента сервоусилитель рассчитывает соответствующие положению ротора токи.
Датчики обратной связи делятся на аналоговые и цифровые. К аналоговым датчикам относится резольвер. Цифровые датчики представлены оптоэлектрическими датчиками инкрементального и абсолютного типов. Датчик обратной связи встраивается в корпус серводвигателя и указывается при его заказе.
Резольвер (рис. 3, а) представляет собой вращающийся трансформатор. Ротор такого трансформатора представляет собой катушку (обмотку), которая вместе с обмоткой статора и образует трансформатор. Принципиально резольвер устроен точно так же, с той лишь разницей, что статор выполнен не из одной, а из двух расположенных под углом 90 друг к другу обмоток. Резольвер определяет абсолютное положение вала двигателя в пределах одного оборота. К его достоинствам относят: нечувствительность к вибрациям и высоким температурам; невысокие требования к проводке; экономичность. Недостаток: необходимость моделирования сигнала энкодера.
Очень часто используются оптоэлектрические датчики инкрементального и абсолютного (рис. 3, б) типов. Эти датчики работают по принципу оптоэлектронной развертки делительных дисков в луче света. Источник света - светодиод (LED излучатель). Вращающийся диск, на котором нанесена сетка, помещается между светодиодом и приемником. Свет, излучаемый светодиодом, модулируется решеткой и падает на приемник. Специально разработанная схема генерирует соответствующий выходной сигнал.
Для инкрементальных датчиков после каждого отключения сети необходимо провести процедуру реферирования (выхода в ноль). Абсолютные датчики после включения питания показывают действительное положение механизма, и процедура реферирования не требуется, однако, они более дорогие.
В некоторых случаях датчик позиционирования устанавливается непосредственно на ШВП или механизме. Это может быть как датчик углового, так и линейного перемещений. При этом следует учитывать следующее:
Сервоусилитель служит для управления позицией механизма, скорости и момента серводвигателя. На рис. 4 представлена схема работы сервоусилителя. Сервоусилитель выбирается в зависимости от модели серводвигателя.
Для того, чтобы поддерживать заданное значение отслеживаемых сервоприводом параметров, его двигатель должен очень быстро реагировать на изменение напряжения и тока сервоусилителя. Поэтому серводвигатель должен обладать следующими характеристиками: малый момент инерции; широкий диапазон рабочих скоростей; большая нагрузочная способность; постоянство момента.
Данным требованиям удовлетворяют три типа двигателей: постоянного тока независимого возбуждения (рис. 3, а); асинхронные с короткозамкнутым ротором (рис. 3, б); синхронные двигатели с возбуждением от постоянных магнитов (рис. 3, в). В таблице 2 приведены сравнительные характеристики трех типов двигателей (данные фирмы Sew-eurodrive).
Таблица 2.
Сравнение двигателей различных типов
Параметр |
Двигатель |
Асинхронный |
Синхронный |
Мощность, кВт |
8,3 |
7,5 |
7,5 |
Скорость, мин-1 |
3200 |
2900 |
3000 |
Охлаждение |
Вентилятор |
Вентилятор |
Конвекцией |
Длина, мм |
625 |
400 |
390 |
Полная масса, кг |
105 |
66 |
38,6 |
Масса ротора, кг |
29 |
17 |
8,2 |
Момент инерции ротора JM, кгсм2 |
496 |
280 |
87,4 |
Номинальный момент, ТN, Нм |
24,7 |
24,7 |
24 |
Максимальный момент Тmax, Нм |
1,6 TN |
2,6 TN / 1,8 TN |
3,0 TN |
Максимальное угловое ускорение, ω, с-2 |
797 |
1588 |
8238 |
Время разгона, мс |
420 |
191 |
38 |
Как видно из таблицы 2, синхронный двигатель с постоянными магнитами имеет наименьшую массу. Соотношения массы и мощности имеют следующие значения: двигатель постоянного тока - 12,7 кг/кВт; асинхронный двигатель - 8,8 кг/кВт; синхронный двигатель - 5,2 кг/кВт. Это соотношение приобретает особую важность при размещении серводвигателя непосредственно на перемещающемся исполнительном механизме.
Моменты инерции особенно сильно различаются у двигателя постоянного тока и синхронного. Двигатели постоянного тока применяются в тех случаях, когда необходим большой диапазон регулирования скорости, высокая точность регулирования или когда необходимо позиционировать большие массы.
Асинхронные серводвигатели имеют короткозамкнутый ротор (беличья клетка) специальной конструкции. В отличие от стандартного асинхронного двигателя обладают малым моментом инерции, малыми потерями и малым скольжением. Имеют небольшие габариты и низкий уровень шума, обеспечивают номинальный момент даже в состоянии покоя.
Синхронные двигатели наиболее динамичны по сравнению с другими типами. Благодаря высокому максимальному моменту Тmax и малому моменту инерции, синхронный двигатель имеет весьма малое время разгона, что делает такой двигатель наиболее часто применяемым в сервоприводах.
Статор такого двигателя, как и асинхронного, состоит из корпуса, шихтованного магнитопровода и статорной обмотки. Ротор состоит из вала, пластин электротехнической стали и приклеенных постоянных магнитов. Чтобы обеспечить высокую динамику, пластины ротора имеют пазы. Благодаря этому уменьшается момент инерции ротора и, соответственно, время разгона двигателя. При изготовлении постоянных магнитов двигателей используются сплав ниодима, железа и бора. Магниты из этого сплава имеют лучшие, по сравнению с ферритовыми, магнитные свойства и могут создавать больший вращающий момент.
В таблице 3 приведены справочные данные о синхронных сервоприводах переменного тока без принудительного охлаждения, с оптоэлектрическими датчиками от различных производителей. В таблице представлены отдельные модели с номинальным моментом до 24 Нм. Для получения данных по всему диапазону серводвигателей обращайтесь к каталогам производителей.
Таблица 3.
Синхронные двигатели без охлаждения
TN,Hм |
Fanuc (серия) |
Lenze (серия MDSKS) |
Mitsubishi (серия HC-SFS) |
Simens (1FT6) | ||||||||||||
Р, кВт |
nN, мин-1 |
Jm, кгсм2 |
SxL, мм |
Р, кВт |
nN, мин-1 |
Jm, кгсм2 |
SxL, мм |
Р, кВт |
nN, мин-1 |
Jm, кгсм2 |
SxL, мм |
Р, кВт |
nN, мин-1 |
Jm, кгсм2 |
SxL, мм | |
0,6 |
0,2 |
3000 |
0,17 |
60×100 |
0,25 |
4000 |
0,22 |
70×142 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
0,75 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
0,47 |
6000 |
0,65 |
72×220 |
1,0 |
0,3 |
3000 |
3,6 |
90×165 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
1,3 |
- |
- |
- |
- |
0,54 |
4000 |
0,36 |
70×165 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
1,4 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
0,88 |
6000 |
1,1 |
72×260 |
2,0 |
0,4 |
2000 |
6,0 |
90×201 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
0,5 |
3000 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- | |||
2,2 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
0,68 |
3000 |
2,9 |
96×228 |
2,4 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
0,5 |
2000 |
6,6 |
130×120 |
- |
- |
- |
- |
2,8 |
- |
- |
- |
- |
1,1 |
3800 |
1,2 |
102×210 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
3,0 |
0,9 |
3000 |
14 |
130×203 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
4,3 |
- |
- |
- |
- |
1,8 |
4000 |
1,8 |
102×245 |
- |
- |
- |
- |
1,4 |
3000 |
5,1 |
96×278 |
4,8 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
1,0 |
2000 |
13,7 |
130×145 |
2,3 |
4500 |
13,0 |
116×303 |
5,8 |
- |
- |
- |
- |
2,0 |
3400 |
6,0 |
130×220 |
- |
- |
- |
- |
2,7 |
4500 |
21 |
155×221 |
6,0 |
1,0 |
2000 |
26 |
130×209 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
1,4 |
3000 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- | |||
7,0 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
1,5 |
2000 |
20 |
130×170 |
2,2 |
3000 |
13 |
116×303 |
8,5 |
- |
- |
- |
- |
3,2 |
3700 |
8,0 |
130×255 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
9,6 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
2,0 |
2000 |
42,5 |
176×145 |
- |
- |
- |
- |
10,3 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
3,2 |
3000 |
21 |
155×246 |
12,0 |
2,1 |
2000 |
62 |
174×240 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
2,8 |
3000 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- | |||
12,3 |
- |
- |
- |
- |
4,6 |
3600 |
10,0 |
130×290 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
14,7 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
4,6 |
3000 |
48 |
155×296 |
16,7 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
3,5 |
2000 |
82 |
176×187 |
- |
- |
- |
- |
18,5 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
5,8 |
3000 |
66,5 |
155×346 |
22,0 |
3,0 |
1500 |
120 |
174×314 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
3,8 |
2000 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- | |||
23,0 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
4,8 |
2000 |
99 |
192×295 |
23,9 |
- |
- |
- |
|
- |
- |
- |
- |
5,0 |
2000 |
101 |
176×208 |
- |
- |
- |
- |
Сервомоторы являются дорогостоящими устройствами, поэтому экономически нецелесообразно выбирать двигатель с избыточным моментом. Методику расчета сервомотора разберем на примере механизма горизонтального перемещения рабочего стола фрезерного станка (рис. 6). При выборе сервомотора необходимо рассмотреть следующие условия работы:
Исходными данными являются характеристики стола и механизма перемещения стола. К характеристикам стола относят: направление оси перемещения - горизонтальное, вертикальное, под углом к горизонтали; масса перемещаемых частей (стола и заготовки), W, кг; коэффициент трения направляющих, μ; усилие резания Fc, Н; сила, с которой рабочий стол воздействует на направляющую при резании Fcf, Н (вызвана опрокидывающим моментом); сила прижатия направляющего клина fg, Н; КПД привода η. Характеристики механизма перемещения: передаточное отношение привода А (для понижающей передачи меньше 1); диаметр винта ШВП d, мм; длина винта 1, мм; шаг винта р, мм; момент трения Tf, Нм (в ШВП от натяга, в подшипниках, в уплотнениях и т.д); делительный диаметр шестерни реечной передачи da, мм; максимальная скорость перемещения Vmax, м/с; время ускорения ta, сек; момент инерции приводного механизма JL, кг·см2.
Перед началом расчета необходимо проверить максимальные обороты сервомотора по следующим формулам:
для ШВП или для реечной передачи.
При числе оборотов двигателя свыше 4000 мин-1...6000 мин-1 необходимо скорректировать характеристики механизма перемещения (р, da, А).
Крутящий момент на валу сервомотора Тm, Нм, потребный для преодоления приложенной нагрузки, определяется из уравнения . В рассматриваемом случае сила F, Н, приложенная к рабочему столу, F=F+μ(W+fg+Fcf). При холостом перемещении F=μ(W+fg). В общем случае сила F зависит также от направления оси перемещения. При вертикальной оси необходимо учитывать наличие (отсутствие) противовеса. Затем определяем перемещение стола за один оборот двигателя L, мм L= p∙A для привода с ШВП и для реечной передачи L=π·da·A. Необходимо определить потребный момент при холостом ходе стола и предварительно выбрать типоразмер сервомотора с большим номинальным крутящим моментом (условие 1). К характеристикам двигателя относят: номинальный крутящий момент TN, Нм; номинальные обороты двигателя nN, мин-1; момент инерции двигателя Jm, кг·см2; максимально допустимый крутящий момент Тmах, Нм. На рис. 7 приведена типовая характеристика двигателя.
Крутящий момент Та, Нм, необходимый для ускорения стола до максимальной скорости при линейном изменении скорости (рис. 8, а)
Скорость nr, мин-1, определяющая момент начала уменьшения момента ускорения (отлична от nmax)
При неуправляемом изменении скорости (рис. 8, б) , при этом .
Инерционные характеристики типовых объектов, нагружающих серводвигатель, приведены в таблице 4.
Потребный для ускоренного движения момент Т, Нм определяется по формуле Т=Та+Тm. Необходимо убедиться, что максимальный момент двигателя Тmах при значении скорости nг не превышает определенного нами момента Т. Если крутящего момента предварительно выбранного двигателя недостаточно, необходимо выбрать более мощный двигатель. При этом увеличатся габаритные размеры сервомотора. Если по условиям компоновки это нежелательно, увеличивают время ускорения ta. Т.о. проверяется условие 2.
Для проверки условия 3 необходимо иметь диаграммы работы при быстрых подачах скорость-время и момент-время (рис. 9). Для большинства металлорежущих станков частота перемещения стола при этих режимах не является критичной для работы мотора. Однако, необходимо проверить, не приведет ли работа в ускоренном/замедленном режимах к перегреву двигателя.
Для этого необходимо убедиться, что среднеквадратичный момент при ускорении/замедлении не превышает номинальный. Среднеквадратичный момент Trms, Нм определяется по формуле (T0 – момент остановки).
Если нагрузка (усилие резания, ускорение/замедление и т.д.) широко изменяется в пределах одного цикла (рис. 10), необходимо, используя диаграмму нагружения, определить среднеквадратичное значение момента , который должен быть меньше или равен номинальному. Т.о. проверяется условие 4.
Пятым критерием выбора сервомотора является время перемещения стола с максимальным режущим усилием. Если Tcmax>0,9∙TN, где Тсmах, Нм - потребный крутящий момент при максимальном усилии резания (см. выше), то необходимо определить время работы в таком режиме по диаграмме нагружения. Затем по характеристикам двигателя (рис. 7) проверяется допустимое время работы (tON) с заданной перегрузкой по отношению к продолжительности t одного цикла натружения.
Как правило, применяют четыре способа передачи крутящего момента от вала серводвигателя винту шариковинтовой передачи (или другому механизму): упругой муфтой; жесткой муфтой; зубчатой парой; зубчатым ремнем.
Непосредственное соединение упругой муфтой имеет следующие преимущества перед зубчатой передачей: возможность компенсации несоосности вала серводвигателя и винта; в соединении отсутствует мертвый ход, и, следовательно, уменьшен шум. Однако этот метод имеет следующие недостатки: снижение требований к точности сборки уменьшает жесткость; вал двигателя и винт не могут быть смещены в радиальном направлении; необходимо центрирование серводвигателя и винта.
Передача момента при помощи жесткой муфты отличается от соединения упругой следующим: более экономично; более жестко; при той же жесткости муфта имеет меньший момент инерции. К отрицательным качествам такого соединения относят высокие требования к точности сборки. К примеру, допустимые отклонения винта - менее 0,01 мм.
Зубчатую передачу применяют в тех случаях, когда по конструктивным соображениям серводвигатель несоосен с винтом ШВП, либо необходимо увеличение крутящего момента. При этом необходимо выдержать следующие условия: зубчатые колеса должны быть выполнены с высокой точностью; необходима точная регулировка радиального зазора, что усложняет конструкцию. При слишком малых или больших зазорах возникает недопустимый шум, повышенный износ и т.д.
Зубчатый ремень применяют в тех же случаях, что и зубчатую передачу. Сравнивая их, следует отметить более низкую стоимость и снижение шума у ременной передачи. При этом необходимо правильно подобрать ремень и обслуживать передачу для поддержания требуемой точности. Как правило, жесткость ремня достаточно высока. Она выше жесткости других частей механизма, таких как винт ШВП или подшипников. С этой точки зрения проблем при применении зубчатого ремня нет. Вместе с тем, при размещении датчика позиционирования на валу серводвигателя (см. выше), потеря точности может возникать из-за люфта в паре зубчатый шкив - ремень или растяжки ремня в процессе эксплуатации. Если датчик размещен в кинематической цепи за зубчатым ремнем, например, на винте ШВП или при использовании преобразователя линейных перемещений, подобные проблемы не возникают. Срок службы ремня в значительной мере зависит от точности монтажа и правильной натяжки.
Изложенные в статье рекомендации и методика расчета предназначены для предварительного выбора серводвигателей переменного тока. Интересно, что в 1889 году Томас Альва Эдисон сказал: "Дурачество с переменным током - пустая трата времени. Это никому не нужно". Ошибку Эдисона помнят до сих пор! Конечно, наши ошибки так долго не проживут. Так стоит ли их совершать? Произведя расчет, уточните его на всякий случай у выбранного вами поставщика, тем более, что многие фирмы при покупке двигателя предлагают и такую услугу.
Михаил Гранкин, инженер-конструктор
Журнал «Мир техники и технологий», 6/2004 г.