Для того чтобы не возникло проблем с используемыми терминами, вначале несколько слов именно об этом.
Гранулят — полученная механическим способом резина с размером частиц больше 0,630 мм. Резиновая пыль — полученная механическим способом резина с размером частиц меньше 0,630 мм. Мельчайшая резиновая пыль — полученная механическим способом резина с размером частиц меньше 0,315 мм.
Общепринятой единицей оценки размеров резиновой крошки (гранулята, пыли) является меш (mesh). Меш — это параметр, показывающий сколько ячеек сита приходится на длину в один дюйм. То есть крошка размером в 50 меш просеивается через сито, имеющее 2500 ячеек на один квадратный дюйм (in2 = 645,16 кв. мм) или, если перевести, то эта крошка имеет диаметр меньше 0,5 мм.
Размер получаемой из автомобильных шин резиновой крошки, в зависимости от технологии и выбранного оборудования, колеблется в достаточно широких пределах (от 5 и даже 20 мм до 0,3 мм и меньше). Ее стоимость определяется степенью очистки от металла и текстильного корда и размером. Чем меньше диаметр резиновой крошки, тем она дороже. Крошка размером 40 меш (а это диаметр порядка 0,6 мм) стоит на внешнем рынке до 400 долларов.
Теперь об оборудовании. Классифицировать его будем по используемой в нем технологии. Самый распространенный вид оборудования для переработки автомобильных шин (и других резиново-технических отходов) — основанное на различных вариантах чисто механической переработки.
Механический способ
Особенности и преимущества предлагаемой технологии заключаются в следующем:
Выход конечного продукта к количеству исходного сырья, по данным производителя составляют:
Общий назначенный ресурс комплекса — не менее 18 тыс. часов.
Комплекс состоит из блока предварительного измельчения (БПИ), блока тонкого измельчения (БТИ) и дополнительно может комплектоваться блоком тонкодисперсных порошков (БТП). В состав БПИ входят: две ножевые дробилки; гранулятор; система удаления текстиля; магнитный сепаратор; транспортер с магнитным барабаном; три ленточных конвейера; бункер-накопитель (БНП); конвейер загрузки БНП.
В состав БТИ входят: измельчитель грубого помола; измельчитель тонкого помола; вибропросеиватель; вибросито; система охлаждения крошки; 7 винтовых конвейеров; три стойки затаривания готового продукта; сепаратор текстиля и система отбора текстиля; система транспортировки текстиля. В состав БТП входят: пульверизатор; сепаратор текстиля; вибросито; система отбора текстиля; пневмотранспортная система; два винтовых конвейера; две стойки затаривания.
Заявленные технические характеристики комплекса:
Приблизительный фракционный состав конечного продукта: до 1,0 мм — 15%, от 1,5 до 2,0 мм — 40%, от 2,0 до 5,0 мм — 45%. Стоимость комплекса — 900-1200 тыс. долларов.
ООО «Поликом траст сервис» из Оренбурга предлагает оборудование для переработки изношенных автомобильных шин в резиновый порошок.
Используемая технология производства обеспечивает получение резинового порошка, частицы которого имеют размеры менее 1 мм в диаметре и высокоразвитую поверхность, что позволяет продукту в более полной мере вступать во взаимодействие с другими компонентами и тем самым создавать композиции более высокого качества. Такое свойство резинового порошка позволяет найти ему применение в других отраслях, в том числе при производстве автошин, материалов для кровельных работ, резиново-технических изделий, в качестве сорбента нефтепродуктов при ликвидации последствий аварий.
По данным производителя, промышленная скорость переработки на одной установке составляет 250-300 кг автошин в час, что при двухсменной работе составляет 1100-1200 тонн резинового порошка в год. Выход продукции — 80%. Полная стоимость проекта равна 160 тыс. долларов. По расчетам фирмы, срок окупаемости— 18 месяцев, внутренняя норма рентабельности — 49%.
Московская компания «Артис-М» предлагает технологию и оборудование по переработке изношенных автопокрышек и вулканизированных резиновых и резинотехнических отходов. Технология и оборудование обеспечивают измельчение покрышек (в том числе с металлокордом) при наружном диаметре до 1250 мм, очистку измельченных отходов от металловключений и текстиля, получение резиновой крошки размером 1-2,5 мм и модифицированной резиновой крошки. По данным производителя, за один час обеспечивается: переработка 1000 кг покрышек; получение 800 кг резиновой крошки размером 0,5-2,5 мм; 1000 кг модифицированной крошки; выпуск 800 кг резинотехнических изделий. Без учета прессового хозяйства занимаемая производственная площадь составляет 600 квадратных метров, количество обслуживающего персонала— четыре человека. Срок окупаемости капитальных вложений при создании комплексной линии переработки покрышек составляет 10-15 месяцев.
Германская фирма Weima предлагает систему измельчения автопокрышек от легковых автомобилей ZMT 50 — четырехроторный шредер. Система ZMT 50 — это изобретение, которое позволяет пользователям получать резиновые чипсы, очищенные от стальной проволоки, только посредством пропуска шин через одну измельчительную машину. Получаемые чипсы имеют размер 20 мм и сразу же могут использоваться в домашнем хозяйстве и для отсыпки поверхностей типа «арена» или для получения резиновых гранул и резиновых порошков.
Шредер ZMT 50 имеет бункерное загрузочное устройство, четырехроторную шредерную систему, объединяющую высокий крутящий момент, низкую скорость и коробку передач, что позволяет быстро перемалывать большие объемы целых или уже разрезанных автопокрышек и превращать их в чипсы размером 20 мм, очищенные от металла.
Большое бункерное устройство с помощью конвейера обычно загружается целыми или разрезанными шинами. Можно наполнять приемное устройство разрезанными частями и с помощью ковшового элеватора. Бункерное устройство сконструировано для приема целых шин в больших количествах, а также широкого ассортимента кусков различной конфигурации — кубических, ленточных, неправильной формы. Это делает устройство очень удобным для тех производств, где имеется ассортимент отходов различных конфигураций.
Система измельчения представляет собой агрессивную четырехроторную систему с обратным ходом. Два верхних внешних ротора обеспечивают постоянную подачу внутренним режущим роторам. Мощная коробка передач осуществляет вращение роторов с низкой скоростью в 23-25 об./мин. Такая медленная скорость обеспечивает высокий вращающий момент, результатом которого является высокий уровень силы измельчения и крайне низкий уровень шума.
Для вращения роторов применяется два электромотора. Этим достигается автономное вращение роторов для их более агрессивной работы. Сложная система контроля обеспечивает обратный ход роторов при перегрузках сырьем.
Экраны, расположенные с внешней от роторов стороны, обеспечивают контроль за размером материала. Размер экранов варьируется от 10 до 100 мм. Чем он больше, тем меньше время переработки материала и больше его выход. Для производства продукта, очищенного от металла, мы рекомендуем использовать экран с ячейками 20 мм.
После измельчительного процесса, когда из кусков шин механически удаляется металл, 20-миллиметровые чипсы и металл попадают с экрана на специальный конвейер. Это устройство имеет прочную конструкцию и очищает резиновые чипсы от металла.
Над конвейером расположен мощный магнит, который притягивает основную часть металла с поверхности конвейера и отбрасывает его в сторону в специальный контейнер.
Окончательно очистка от остатков металла производится уникальным магнитным барабаном Neodym, расположенным на конце конвейера. В результате всего процесса получаются резиновые чипсы размером 20 мм, очищенные от металла.
В состав системы ZMT 50 входят: подающий конвейер; шредер ZMT 50/2x30 kW; разгрузочный конвейер с лопастями и магнитной зоной; выбивальная система; зона очищающих магнитов и магнитный отбрасыватель; магнитный сепаратор и пылеулавливатель Weima WAS 500.
По данным производителя, технические характеристики шредера с электронной панелью управления Siemens/Klockner Moller таковы: приемное отверстие — 1540x1400 мм; толщина режущих дисков — 20 мм; диаметр режущих дисков — 280 мм; электрическая мощность — 2x30 кВт; количество режущих дисков— 50; размер ячеек экрана — 20 мм. Цена системы (ex works) — 160 тыс. евро.
Украинский Государственный институт «Гипромашуглеобогащение» из Луганска предлагает комплекс оборудования для переработки изношенных автомобильных шин с металлокордом. Максимальный объем переработки при двухсменной работе составляет 10 тыс. тонн в год; выход: товарной резиновой крошки — 6000 тонн/год, текстиля — 1400 тонн/год, металла — 1300 тонн/год; дисперсия крошки — 0,5; 1,0; 2,5 мм. Засоренность крошки металлом — 0,01 %, текстилем— 6,0%. Номинальная мощность — 592 кВт. Масса — 82300 кг. Занимая производственная площадь — 700 кв. м.
Продукты переработки автомобильных шин используются: в асфальтобетонных смесях и для взлетно-посадочных полос аэродромов, в мастиках для гидроизоляции подземных коммуникаций, для производства ленты кровельной, резинополимерных плит, резиновой черепицы и шифера, при получении сырой резины, при производстве композиционных материалов— резинопластов, для производства фибробетона.
Другой механический
Технология основана на методе ударно-волнового измельчения. Для разрушения предварительно охлажденных покрышек используется энергия взрыва. В основу технологии заложен физический принцип циркуляции ударной волны и продуктов измельчения в замкнутой кольцевой системе циркулятора. При таком технологическом процессе на выходе получается смесь из резиновой крошки, текстильного и металлического кордов. По утверждению разработчика, себестоимость конечного продукта снижается в 2-3 раза по сравнению с другими технологиями, представленными на рынке. Параметры дробящего действия взрыва столь высоки, что их достаточно для разрушения и мелкодисперсного измельчения любых видов и типов покрышек. В ударно-волновой технологии используется циркуляция продуктов взрыва. При этом достигается увеличение степени измельчения покрышек и качественное разделение полученной смеси на основные составляющие. Циркулятор обеспечивает возможность сбора разлетающихся фрагментов покрышек и защиту от действия взрыва.
По мнению компании «Новотех», преимущества у линий ударно-волнового измельчения покрышек следующие:
Линия Explotex® состоит из циркулятора (средства локализации взрыва), станков компактирования покрышек, воздушных холодильных машин, манипуляторов загрузки-выгрузки, системы выгрузки измельченного продукта, установки очистки отходящих газов, участка сепарации с упаковкой (финишный участок) и автоматической системы управления технологическим процессом. Большинство из компонентов технологической линии являются запатентованными ноу-хау-разработками.
Основные характеристики технологической линии (по данным производителя):
Общая масса продуктов измельчения во взрывоциркуляторе составляет 100% от исходной общей массы изношенной покрышки. Состав продуктов измельчения в % от общей массы покрышки:
Для финишной обработки продукта ударно-волнового измельчения используется промышленно выпускаемое оборудование: магнитные и текстильные сепараторы, вибрационные сита (классификаторы), роторные диспергаторы, ножевые дробилки или другие мельницы для резины, дозирующее и упаковочное оборудование.
НПП «Руно» из Томска предлагает установки «РУНА 4000» — «РУНА 18000» — оборудование для переработки изношенных автопокрышек, основанное на технологии, сходной с используемой компанией «Новотех».
Технология позволяет перерабатывать в тонкодисперсный, активный резиновый порошок различного типа металлокордные автопокрышки, в том числе от большегрузных карьерных самосвалов. Производительность установок типа РУНА различных модификаций составляет 4000, 8000, 12000 и 18000 тонн автопокрышек в год.
Обслуживающий штат — 6-8 человек.
Технология включает разрушение предварительно охлажденных до температуры -70...-80°С автопокрышек под действием взрыва во взрывоциркуляторе, представляющем собой бронекамеру специальной конструкции. Использование взрывоциркулятора обеспечивает полную безопасность проведения взрывных работ (снижение нагрузки на конструкцию в 7-10 раз), продолжительный срок службы — не менее 10 лет без капитального ремонта — при низком уровне шума (не более 60 дБ).
По сравнению с альтернативными методами переработки — механическим измельчением или путем изменения химической структуры резины (термодеструкция, озонирование) — взрывоциркуляционный способ обеспечивает:
Технические характеристики установок РУНА
Модификация |
4000 |
8000 |
12000 |
18000 |
Производительность: | ||||
т/год |
4000 |
8000 |
12000 |
18000 |
т/час |
0,73 |
1,5 |
2,2 |
3,3 |
Характеристики взрывоциркуляторов: | ||||
диаметр, м |
2,5 |
3,0 |
3,5 |
4,0 |
высота, м |
5,5 |
7,0 |
8,5 |
10,5 |
масса, т |
12 |
40 |
80 |
100 |
Масса заряда ВВ, кг |
3,6 |
12,5 |
22 |
26,4 |
Рабочий цикл, мин. |
10 |
10 |
12 |
12 |
Гранулометрический состав резинового порошка после взрывоциркуляционного измельчения: частиц размером не более 1 мм — 30%, частиц размером не более 2 мм — 50% и частиц размером не более 20 мм — 5%.
Для увеличения удельной поверхности частиц до 1,0-10,0 кв. м/г, повышения химической активности и адсорбционной способности на второй стадии полученный резиновый порошок доизмельчается в роторных диспергаторах. Размеры частиц конечного порошка — 10-800 мкм (200-20 меш), содержание металла — до 0,1% и текстильного корда — до 0,5%.
В качестве взрывчатого вещества (ВВ) используются недорогие и безопасные смесевые составы на основе аммиачной селитры и дизельного топлива (95/5) или аммиачной селитры и тротила (71/29). Отношение массы взрывчатого вещества к массе измельчаемых автопокрышек составляет 5%.
Журнал «Оборудование: рынок, предложение, цены», №12, декабрь 2005 г.