Специальное предложение

Организация и виды ремонта электрических машин


14 Сентября 2012

Приведены перечни мероприятий, необходимых при проведении различных видов ремонта — малого, техобслуживания и капитального.

Виды ремонта

Эксплуатация электрических машин — это содержание их в исправном состоянии, предупреждение и устранение мелких неисправностей, и восстановление вышедших из строя. Основной задачей эксплуатации электрических машин является уменьшение числа аварий, благодаря чему значительно повышаются технико-экономические показатели предприятий, и повышается производительность труда.
Основой грамотной эксплуатации электрических машин являются эксплуатационные документы, предназначенные для изучения электрических машин и правил их эксплуатации. Эксплуатационные документы поставляются заводом-изготовителем вместе с машиной и должны удовлетворять требованиям ГОСТ 2.601—95.
Эксплуатационные документы содержат:

  • техническое описание (ТО);
  • инструкцию по эксплуатации (ИЭ);
  • инструкцию по техническому обслуживанию (ИО);
  • инструкцию по монтажу, пуску, регулированию и обкатке машин (ИМ);
  • формуляр (ФО) (составляется на машины, для которых необходимо вести учет их технического состояния и данных по эксплуатации);
  • паспорт (ПЗ) (составляется на машины, для ко­торых технические данные гарантированы заво­дом-изготовителем);
  • ведомость запасных частей, инструментов, при­надлежностей и материалов;
  • ведомость эксплуатационных документов (ЭД).

На основе практики эксплуатации электроуста­новок предприятия разных отраслей промышлен­ности применяют планово-предупредительный ре­монт — определенную систему работ по поддержа­нию электрических машин и других элементов электроустановок в нормальном состоянии.
До недавнего времени отсутствовала научно- обоснованная классификация видов ремонта. В за­висимости от толкования они имели разное наиме­нование и содержание. В связи с введением в стра­не Единой системы конструкторской документа­ции возникла необходимость регламентировать требования к ремонтной конструкторской доку­ментации в зависимости от видов ремонта (стан­дартизированы в ГОСТ 2.602—95).
В зависимости от особенностей, степени повре­ждения и износа электрических машин и их со­ставных частей, а также трудоемкости ремонтных работ производят следующие виды ремонта: теку­щий (малый) или техническое обслуживание и капитальный. Применение среднего ремонта в настоящее время ограниченное. Текущий ремонт или техническое обслуживание является минимальным по объему, обеспечивающим нормальную эксплуатацию электрической машины до очередного планового ремонта. Во время текущего ремонта или технического обслуживания неисправности устраняют заменой или восстановлением отдельных быстроизнашивающихся частей электрической машины, а также выполняют регулировочные работы. Текущий ремонт выполняется эксплуатационным персоналом или ремонтными службами на месте установки электрических машин. Капитальный ремонт заключается в полной разборке и дефектации электрической машины, замене при ремонте всех составных частей, проверке их состояния, сборке машины, регулировке и испытании. Капитальный ремонт выполняет стационарное ремонтное предприятие. В качестве примера приводим содержание планового осмотра, текущего и капитального ремонтов асинхронного электродвигателя.

Плановый осмотр и текущий ремонт

Осмотр внешнего вида электродвигателя.
Осмотр крепления электродвигателя.
Проверка плотности посадки шкива или шестерни и установление степени износа зубьев.
Проверка затяжки крепящих болтов на крышках.
Осмотр щеткоподъемного механизма и проверка одновременности опускания всех щеток на кольца (для двигателей с фазным ротором).
Проверка уровня масла и вращения смазочных колец в подшипниках скольжения.
Осмотр доступных частей обмотки ротора и проверка отсутствия задевания ротора за статор.
Осмотр лобовых частей обмотки статора.
Проверка плотности контактов проводов, подводящих ток.
Проверка исправности заземления станины.
Проверка воздушного зазора щупом.
Полная очистка доступных частей электродвигателя.

Капитальный ремонт

В зависимости от результатов планового осмотра или характера происшедшей аварии капитальный ремонт может включать:

  • полную замену обмоток статора;
  • полную замену обмоток ротора;
  • замену поломанного вала;
  • перешихтовку магнитных сердечников;
  • замену станины;
  • замену подшипниковых щитов и подшипников;
  • замену контактных колец и щеткодержателей (в электродвигателях с фазным ротором).

Необходимость того или иного вида ремонта и объемы ремонтных работ для каждого конкретного случая окончательно определяют (выявляют) после дефекговки, контрольных испытаний и разборки поставленной на ремонт электрической машины.

В. М. Леонов
Журнал «Ремонт, восстановление, модернизация», №9, 2004г.


Возврат к списку

Задать вопрос